Плохой тосол кипит и замерзает раньше положенного и способен значительно навредить элементам системы охлаждения автомобиля. В частности, привести к коррозии внутренних поверхностей радиатора, трубок, крыльчатки водяного насоса, блока цилиндров, порче резиновых соединений системы. Из-за этого функционирования перечисленных узлов ухудшается, а их ресурс значительно сокращается вплоть до полного выхода из строя. Другая неприятность, к которой может привести использование поддельного тосола, заключается в том, что охлаждающая жидкость в морозную погоду быстро кристаллизуется (например, при -5°С вместо положенных -40°С…-30°С) или наоборот быстро закипает (например, при температуре +80°…+90°С). Таким образом, покупка качественного тосола обезопасит автовладельца от возникновения перечисленных выше проблем.

Вы узнаете:

Каким должен быть антифриз

Для начала необходимо разобраться с вопросом о том, какой должна быть охлаждающая жидкость, температура кипения тосола и его другие характеристики. Это даст возможность автовладельцу сравнить подделку тосола с оригиналом. Существует государственный стандарт ГОСТ 28084-89, разработанный еще в 1989 году, но актуальный до сих пор, в котором четко прописываются технические характеристики тосола.

 

Данные из государственного стандарта приведены в таблице.

Наименование показателяНорма по ГОСТ 28084-89Внешний видПрозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесейПлотность, г/см³, при +20°С, в пределах1,065-1,085Температура начала кристаллизации, °С, не вышеминус 40Фракционные данные:- температура начала перегонки, °С, не ниже- массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более10050Коррозионное воздействие на металлы, г/м² сутки, не более: — медь, латунь, сталь, чугун, алюминий- припой0,10,2Вспениваемость: — объем пены, см³, не более- устойчивость пены, с, не более303Набухание резин, %, не более5Водородный показатель (рН), в пределах7,5-11,0Щелочность, см³, не менее10

Интересной особенностью тосола является тот факт, что есть возможность снизить температуру его замерзания. В частности, это актуально для арктических районов, где температура может опускать до -60°С и даже ниже. Речь идет о соотношении этиленгликоля и воды в охлаждающей жидкости. Кстати, таким образом можно проверить оригинальность тосола, однако об этом речь пойдет ниже.

Зависимость концентрации этиленгликоля от температуры кристаллизации антифризаКонцентрация этиленгликоля, %Плотность антифриза, г/см³Температура кристаллизации, °С97,81,112-2093,01,110-3085,41,104-4078,41,098-5072,11,092-6065,31,086-6563,11,083-6058,01,078-5052,61,071-4045,61,063-3036,41,051-2026,41,034-10

Всегда обращайте внимание на дату изготовления тосола. Срок его гарантийного хранения составляет не более пяти лет (хотя до 1992 года аналогичный срок был лишь 3 года, поэтому все же рекомендуется покупать более «свежий» продукт).

Раньше было две типовые марки тосола А-40 (синий) и А-65 (красный). Температура их кристаллизации составляет соответственно -40°С и -65°С. Естественно, что А-40 был более распространен. Сейчас же выбор намного больше и цветовая гамма шире, но это никак не влияет на температуру замерзания или кипения.

Что касается температуры кипения тосола, то она зависит от двух факторов — содержания концентрата в антифризе (в процентах) и плотности антифриза при температуре +20°С (хотя это две взаимозависимых величины). Точную информацию о температурах замерзания и кипения антифриза вы можете посмотреть на приведенном графике. Стоит отметить, что многие популярные и не очень производители охлаждающих жидкостей в настоящее время придерживаются плотности 1,071 г/см³. Это значение соответствует температуре замерзания -35°С, а температура закипания тосола при этом составляет около +106°С.

Обратите внимание на интересный факт, известный из школьного курса термодинамики. Так, при повышенном давлении в системе температура кипения жидкости возрастает, а кристаллизации — уменьшается. Соответственно, чтобы тосол оставался в виде жидкости и в полной мере отводил тепло от силового агрегата, необходимо поддерживать систему охлаждения в герметичном состоянии.Если этого не будет, например пропускает клапан крышки, то даже качественный тосол кипит, не говоря уже о поддельном!

Признаки поддельного тосола

Если у вас появились подозрения на то, что вы купили некачественный тосол, то их можно подкрепить следующими признаками:

При незначительном морозе (около -15°С…10°С) на внутренней стороне горловины расширительного бачка системы охлаждения образуется желеобразная масса. В некоторых случаях при этом выпадает осадок, и даже может включиться охлаждающий вентилятор. Перечисленные признаки указывают либо на некачественный антифриз, который быстро потерял свои свойства, либо на то, что его давно пора менять.Антифриз быстро поменял свой цвет на темный (коричневый, бурый, «ржавый»). Тут справедливы аналогичные рассуждения. Жидкость потеряла свои свойства из-за некачественного состава или уже от старости.Закипает тосол в расширительном бачке. Это является прямым следствием того, что температурная точка его кипения находится гораздо ниже положенной по ГОСТу.Появление пены в системе охлаждения. Образование пены вызвано физическим явлением под названием кавитация (образования пузырьков в жидкости, температура которой близка к кипению). Кавитация опасна тем, что со временем она очень вредит металлу, буквально по частичкам разрушая его (так называемое кавитационное выкрашивание металла).Регулярный перегрев двигателя даже при незначительных нагрузках. Об этом будет сигнализировать соответствующая лампочка на приборной панели. При этом возможна потеря мощности двигателя и повышенный расход горючего.Если в плохом некачественном тосоле много воды, то водяной пар будет травить из-под крышки расширительного бачка. При этом запаха нефтепродуктов не будет.Тосол с большим количеством воды не имеет запаха и имеет водяную консистенцию (качественный его состав немного похож на мыло и отдает сладким вкусом). Это можно попробовать на ощупь или внимательно изучив его подтеки.

Помните, что перечисленные здесь признаки некачественного антифриза также могут быть результатом поломок некоторых других механизмов и узлов автомобиля. Поэтому также проверяйте и их.

Последствия использования плохого тосола

Использовать некачественный и/или попросту поддельный антифриз категорически не рекомендуется. Это может привести к таким печальным последствиям:

Последствия заливки плохого тосола

Появление трещин в элементах системы охлаждения (трубки, патрубки, радиатор) вследствие того, что охлаждающая жидкость замерзает при температуре, когда еще не должна замерзать.Кислоты, которые используются в поддельных антифризах вместо этиленгликоля, разъедают внутреннюю поверхность не только элементов системы охлаждения, но и непосредственно двигателя. А это естественным образом приводит к уменьшению срока их эксплуатации.При длительном нахождении некачественного тосола в системе охлаждения возможны ситуации, когда жидкость проела трещины или дырку в резиновых и даже металлических элементах системы. Естественно, что это приведет к утечке антифриза и неработоспособности охлаждающей системы. В свою очередь возникает риск выхода из строя двигателя целиком с последующими дорогостоящими ремонтами.В составе некоторых поддельных антифризов есть метанол. Он не только вреден для внутренней поверхности элементов системы охлаждения, но и попросту пожароопасен! Следовательно, существует риск его возгорания при значительном повышении температуры, особенно в летний период.Загрязнение внутренней поверхности радиатора, что приводит к снижению его эффективности, а также снижению рабочего ресурса.Из-за того, что система охлаждения забивается изнутри, водяная помпа, насос перегоняющий охлаждающую жидкость, работает с повышенной отдачей. Это также плохо сказывается на ней, из-за чего насос может преждевременно выйти из строя.Даже в небольшие морозы, когда антифриз полностью не замерзает, из него со временем выделяется вода, которая постепенно разъедает внутренние поверхности радиатора и патрубков системы охлаждения. Это кроме всего прочего может привести и к выходу из строя термостата и салонной печки.

Таким образом, последствия использования подделки могут быть весьма печальными, а выполняемые после этого ремонты дорогостоящими. Поэтому при выявлении факта, когда в систему уже залит некачественная охлаждающая жидкость, не нужно пробовать долить новый антифриз к уже существующему. Вместо этого необходимо промыть систему охлаждения и залить качественную жидкость.

Как определить качество антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как определить что тосол плохой? Для проверки охлаждающей жидкости на предмет качества можно воспользоваться следующими методами:

Проверка плотности тосола ареометром

Один из самых популярных способов проверки тосола — выявление его плотности. Делается это с помощью специального прибора — ареометра. Однако стоит отметить, что метод не дает 100% гарантии правильного результата. Дело в том, что недобросовестные изготовители контрафакта также знают об этом методе проверки, и искусственно подгоняют значение плотности под нужные параметры. Делается это с помощью кислот, сахара или солей. Они используются вместо указанных выше этиленгликоля или пропиленгликоля.

Интересно, что в таких случаях технические параметры жидкости в первое время будут соответствовать оригинальным. Однако уже через одну-две недели (а может и раньше) эти свойства будут утрачены, а охлаждающая жидкость будет замерзать при отрицательных температурах, рано закипать в рабочем режиме двигателя и попросту «убивать» систему охлаждения и двигатель.

Как измерить плотность антифриза с помощью ареометра

Неплохой вариант проверки с помощью лакмусовой бумажки. Как известно, она может изменять свой цвет от розового (малый уровень pH) до синего (высокий уровень pH). Оптимальным вариантом будет окрашивание лакмусовой бумажки в зеленый цвет. Это сигнализирует о том, что кислотно-щелочной баланс антифриза находится в пределах нормы, а именно от 7 до 9. В противном случае (если цвет розовый или синий) от покупки лучше воздержаться.

Еще один интересный эксперимент можно провести с помощью соды. В некоторые дешевые антифризы добавляют кислоту, в том числе, серную. Соответственно, если в пробный небольшой объем кинуть некоторое количество соды, то произойдет бурная непродолжительная реакция с выделением газа (пузырьков на поверхности жидкости) и осадка. Если вы стали свидетелями такого явления, значит, в составе тосола есть кислота, а от такой охлаждающей жидкости лучше отказаться.

Такой простой метод диагностики позволяет выявить поддельные антифризы, основанные на дешевых кислотах, коих среди подделок преобладающее большинство.

Проверка тосола лакмусовой бумагой

Еще один вариант проверки охлаждающей жидкости — пробное замораживани небольшого ее количества (налить в банку или бутылку). Однако для этого необходимо иметь в доступности мощную морозильную камеру, способную опустить температуру воздуха до -40°С…-35°С. Можно использовать и традиционные морозильные камеры бытовых холодильников (они выдают приблизительно -20°С…-15°С), но при этом необходимо немного разбавить антифриз в соответствии с приведенными выше таблицей и графиком. Но в самом простом случае можно просто антифриз положить в морозилку при температуре -20°С и ниже (накрутить на несколько часов минимально допустимую температуру в ней, например, до -24°С, однако не забудьте потом вернуть ее в исходное положение!). Если антифриз является откровенной подделкой, то, за несколько часов он кристаллизуется.

Аналогичную процедуру можно выполнить и с нагревом. Однако для этого нужно иметь профессиональный градусник, который бы показывал температуру жидкости более сотни градусов по Цельсию. Процедура очень проста небольшое количество тосола наливают в металлическую посуду, устанавливают туда градусник и ставят на конфорку газовой или электрической плиты. Соответственно, необходимо зафиксировать температуру, при которой в антифризе начнется процесс кавитации и активная фаза бурления (кипения). Напомним что при атмосферном давлении температура кипения тосола должна быть не ниже 106-108 градусов.

Также при нагреве можно с помощью теста на горения можно проверить наличие в составе антифриза метанола. Однако делать это нужно аккуратно, с соблюдением правил пожарной безопасности и желательно в лабораторных условиях или на улице (не дома и не в закрытом помещении)! При нагреве будут выделяться пары метанола, которые можно поджечь прямо над тестовым сосудом. Если они есть — будет яркое воспламенение. Метанолом заменяют этиленгликоль, поскольку он дешевле, однако пожароопасен и имеет низкую температуру кипения — +64,7 градуса (в отличие от этиленгликоля, температура кипения которого составляет +197,6 градуса). То есть соответственно тестируемый образец тосола закипит уже при 70-80 градусах.

У качественного тосола или антифриза не должно быть характерного запаха нефтепродуктов (бензина, смазок, масла). Имеет смысл проверить реакцию тосола с жесткой водой. Для этого необходимо отлить небольшое количество средства и смешать его с водопроводной водой. Если в результате химической реакции образовалось помутнение или выпал осадок — перед вами подделка или некачественный продукт.

При покупке не будет лишним и проверить герметичность канистры с охлаждающей жидкостью. Для этого достаточно немного сдавить ее и прислушаться. Если из-под крышки или верхней ее части будет выходить воздух, то это 100% подделка. При этом жидкость наверняка потеряла свои свойства, поскольку была в непосредственном контакте с внешним воздухом длительное время.

Помните, что полную проверку химического состава того или иного антифриза можно провести лишь в лабораторных условиях с использованием соответствующего оборудования. Поэтому не заливайте сразу же купленный тосол, а вскройте канистру и проведите описанные выше опыты. Далее дайте ему отстояться в закрытом сосуде (канистре) около двух недель и проведите повторную проверку. Если антифриз изначально плохой, этого времени ему будет достаточно, чтобы технические характеристики тосола ухудшились. Если же они в порядке — можете заливать его в машину.

Как купить настоящий тосол

Рекомендации по покупке оригинального качественного тосола, вне зависимости от его производителя, сводятся к аналогичным рассуждениям по приобретению другого товара. В первую очередь необходимо определиться с маркой. Лучше всего выбирать охлаждающую жидкость из среднего или высшего ценового диапазона. Дешевые антифризы обычно не отличаются качеством. По отзывам в интернете и другим материалам можно узнать о качестве того или иного антифриза.

 

Далее имеет смысл определиться с магазином или торговой площадкой, где вероятность покупки контрафакта сведена к минимуму. Выбирайте известные магазины, специализирующиеся на фирменных современных запчастях, расходных материалах, автохимии. У них должны быть все разрешительные документы на право проведения торговли. Упаковка тосола должна иметь плотно запечатанную крышку. Некоторые производители заклеивают ее специальной пломбой. На корпусе канистры нередко можно встретить голограмму или другой защитный знак (у каждого производителя это реализуется по разному, поэтому перед покупкой лучше уточнить этот нюанс).

Этикетка на канистре обязательно должна быть качественной, штрих-код и надписи на ней ровными. Информация должна носить технический характер. Хорошо, если канистра полупрозрачная. Если в жидкости виден осадок, то от покупки следует воздержаться! Если встряхнуть канистру с готовой к заливке охлаждающей жидкостью, то пена должна осесть через 2…3 секунды. Если же это концентрат — то через пять… шесть. Хорошим признаком считается наличие мембраны под пробкой канистры.

Многие автовладельцы и мастера не рекомендуют покупать разведенный тосол, уже готовый к непосредственному заливанию в систему охлаждения. Вместо этого они предлагают покупать концентрат антифриза, и самостоятельно выполнять разбавление его водой в соответствующих пропорциях. Это обусловлено тем фактом, что много подделок именно в готовых растворах технического тосола.

Как изготовить тосол

Если вы купили поддельный тосол, и на данный момент у вас нет возможности заменить его на хорошую фабричную охлаждающую жидкость, но есть все составляющие согласно рецепту (в состав входит 4 основных инградиента), то можно изготовить ее самостоятельно. Однако помните, что перед тем как заливать новый антифриз, систему охлаждения необходимо промыть от старого поддельного состава.

 

Для того чтобы самостоятельно сделать тосол вам понадобится:

Изопропиловый спирт.Стиральный порошок.Обычная или дистиллированная вода.Этиленгликоль.Какой-либо ароматизатор, например, эфирное масло (опционально).Обратите внимание, что этиленгликоль достаточно ядовит, поэтому работать нужно на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и в средствах индивидуальной защиты. Можно заменить этиленгликоль на пропиленгликоль. Он безопаснее.

Рецепт изготовления тосола в данном случае будет следующим:

Для получения раствора, который не замерзнет до температуры -30°С, необходимо взять два одинаковых объема воды и один объем спирта (например, два литра воды и один литр спирта). Обратите внимание, что можно использовать и другое количество спирта в соответствии с таблицей, приведенной выше.Добавить этиленгликоль. Считается, что нужно 15 см³ этого средства на каждый градус ниже нуля. Соответственно, для температуры -30°С понадобится 450 мл этиленгликоля.Добавить в раствор немного стирального порошка (около столовой ложки) и ароматизатор, чтобы он убрал спиртовой запах.

Еще один вариант изготовления самодельного тосола заключается в использовании глицерина. В частности, вам понадобится:

30% объема воды.70% объема глицерина.

Эти два компонента смешиваются между собой, в результате получается охлаждающая жидкость с температурой кристаллизации -40°С. Однако учтите, что полученный состав очень вязкий, поэтому его движение в системе связано с повышенным износом насоса. Соответственно, такой состав можно использовать только в крайнем случае или не использовать вовсе! Именно по подобным рецептам и делают поддельный плохой тосол, который не соответствует никаким техническим требованиям и характеристикам.

Некоторые автолюбители, разочаровавшиеся в покупных технических тосолах, используют самодельные составы на постоянной основе. Однако необходимо отдавать себе отчет, что их состав все же не идеален, и может нанести вред системе охлаждения автомобиля. И если машина достаточно старая и такими фокусами ее «не удивишь» (например, ВАЗ-классика), то такой вариант более-менее приемлем. Но если же автомобиль новый, а тем более достаточно дорогой, то лучше пользоваться антифризами, рекомендованными заводом-изготовителем машины.

Источник: etlib.ru

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.